Кафедры
• Кафедра славянской филологии
• Кафедра русского языка
• Кафедра общего языкознания и стилистики
• Кафедра русской литературы
• Кафедра русской литературы ХХ века
• Кафедра зарубежной литературы
• Кафедра теории литературы и фольклора
• Кафедра гуманитарных наук и искусств
Лаборатории
• Лаборатория воронежского
лингвокраеведения им. В.И. Собинниковой
• Лаборатория этнографии и фольклора
им. С.Г. Лазутина
• Лаборатория по изучению мирового
литературного процесса им. Е.Г. Мущенко
• Лаборатория «Проблемы литературно-
художественной антропологии»
Центры
• Межрегиональный центр коммуникативных исследований
• Центр русского языка
• Центр Украиноведения
• Учебный центр славянской филологии
Советы
• Диссертационный совет по лингвистике
• Диссертационный совет по литературоведению
• Ученый совет
• Научно-методический совет
• Студенческий совет
Журналы
• Филологические записки
•Вестник ВГУ.Сер.:Филология.Журналистика
© Филологический факультет ВГУ 2008
О кафедре ||  История ||  Персоналии ||  Научная деятельность ||  Педагогическая деятельность
В настоящие время на кафедре сложились следующие направления научной работы:
• теоретическая лингвистика
• контрастивная лингвистика
• психолингвистика
• риторика и речевое воздействие
• лингвистика художественного текста
• проблемы языковой системности
• когнитивная лингвистика
• культура русской речи
В рамках данных направлений работают студенты кафедры, соискатели, аспиранты и докторнаты. научные исследования проводятся в рамках единой темы кафедры - "Лингвистическое описание русского языка как иностранного", реализация которой направлена на теоретическое описание русского языка в интересах преподавания его как иностранного.
На базе проблемной группы кафедры возникла и развивается теоретико-лингвистическая научная школа заслуженного деятеля науки РФ, доктора филологических наук, профессора З.Д. Поповой
Зинаида Даниловна Попова являлась создателем этой кафедры (1973 г.) и возглавляла кафедру со дня ее основания до февраля 1995 г. В настоящее время кафедрой заведует ее ученик проф. И.А.Стернин.
Проблемная группа, разрабатывающая научные идеи школы, насчитывает в настоящее время более 120 ученых, среди которых более 80% имеют ученые степени.
Теоретико-лингвистическая школа кафедры общего языкознания и стилистики играет ведущую роль в регионе в таких научных областях как общее языкознание, контрастивная лингвистика, общая и русская фразеология и семасиология, коммуникативное поведение, психолингвистика и риторика.
Характерная черта научной теоретико-лигвистической школы З.Д.Поповой - единство научной проблематики и научно-педагогической деятельности школы на всем протяжении ее существования. В течение 28 лет научно-педагогическая школа профессора З.Д.Поповой разрабатывает единую научную проблему: “Структурно-семантическое описание русского языка как средства общения”. Данная проблема в научной деятельности школы имеет две стороны: описание национальной специфики системы русского языка в сопоставлении с другими языками и описание культурно-речевого и стилистико-риторического аспекта функционирования русского языка как средства воздействия.
Основные научные результаты, полученные в рамках теоретико-лингвистической школы З.Д.Поповой, следующие.
1. Обосновано существование лексико-фразеологической подсистемы в системе языка.
2. Разработана концепция полевой организации языка, разработаны методы и приемы описания языка по полевой методике, принципы выделения и описания ядра и различных зон периферии.
3. Разработана динамическая модель языка, в рамках которой даны новые трактовки слога как элемента фонетического блока модели, новая интерпретация словоформы как элемента лексической системы языка в ее семантическом, словообразовательном и категориальном аспектах.
4. Разработано новое толкование взаимоотношений позиционной и структурной схемы простого предложения.
5. Разработана универсальная типология семем (пять типов коннотативных и денотативных семем), позволяющих описать лексическую семантику любого языка.
6. Разработана концепция контрастивной лингвистики, обосновано ее отличие от сопоставительной, разработаны принципы и методы контрастивного описания языка, сформулированы принципы контрастивной лексикографии.
7. Разработано понятие национально-культурной специфики языка, определены типы и виды проявления национальной специфиики языка, разработаны методы и приемы описания национальной специфики языковых явлений разных языковых уровней.
8. Разработано понятие когнитивного анализа лексико-фразеологической системы языка, определены типы концептов, выражаемые языковыми средствами, выявлены языковые средства, вербализующие национальные и индивидуальные концепты.
9. Разработана концепция взаимосвязи отражения национальной действительности сознанием, национального менталитета , национальной концептосферы и национальной семантики языка.
10. Сформулирована концепция коммуникативной лексикологии, разработаны принципы, методы и приемы описания значения слова в коммуникативном акте.
11. Разработана полевая модель значения, обосновано наличие ядра и периферии в семантике слова.
12. Разработана типология семантических компонентов для описания семантики слова и фразеосочетания.
13. Разработаны методы и приемы экспериментального изучения и описания значений лексических и фразеологических единиц.
14. Разработано понятие и концепция изучения и описания коммуникативного поведения носителя языка как совокупности норм и традиций национального общения, определена структура коммуникативного поведения народа, создана модель описания национального коммуникативного поведения в контрастивном аспекте.
15. Разработано понятие нормативного коммуникативного поведения носителя языка; принципов и методов его описания и формирования.
16. Разработаны основные принципы и структура науки о речевом воздействии, обосновано понимание науки о речевом воздействии как науки об эффективном общении, описаны основные законы, принципы, правила и приемы речевого воздействия.
17. Разработана концепция современной риторики как раздела науки о речевом воздействии, разработаны принципы и приемы обучения эффективному речевому воздействию.
Выявлены и обобщены основные тенденции развития и направления изменений в русском языке конца ХХ века, выявлена взаимосвязь происходящих изменений с социальными процессами в современном российском обществе.
Кафедра общего языкознания и стилистики ВГУ
394693, Воронеж, пл. Ленина, 10
тел.(4732) , факс (4732)
E-mail: sternin@phil.vsu.ru